http://anime.com.ru/modules/Reviews/img/anime_REC.jpg
Из всего многообразия романтических сериалов, вышедших в период 2005-2006 гг., «Рек», пожалуй, можно смело причислить если не к выдающимся, то уж точно заслуживающим внимания представителям своего жанра. Наряду с превосходными экранизациями Ядзавы Ай («Парадайз Кисс» и «Нана»), «Рек» притягивает в первую очередь отходом от традиционных анимешных канонов, где вот уже много лет главенствует набившая оскомину традиционная стилистика (кавай, фансервис, характеры, выраженные цветами, и т.д.), доставшаяся нам с начала девяностых прошлого века. Отход от стилистики, предназначавшейся преимущественно школьникам средних и старших классов, неминуемо ставит «Рек» на более высокую возрастную планку, где цвет волос героини уже не играет главенствующую роль, а целоваться можно и в первой серии. В каком-то смысле уже по этой причине сериалу трудно приклеить один из тех привычных ярлыков, которыми мы часто одариваем в схожих ситуациях то или иное аниме, ведь «Рек» - это не фильм о взрослении, тут нет ни темы запретной любви, ни любви школьно-студенческой, читайте «первой». А есть лишь обычные (можно даже сказать привычные) отношения, обычные проблемы в отношениях и такие же обычные решения этих проблем. Другими словами, в «Рек» авторы ушли от того набора проблем, который встречается в аниме для школьников, и пришли к тому набору, который встречается в произведениях для более старшей аудитории. Выход ли это – решать не мне. Впрочем, есть тут и тема поинтереснее, нежели романтика, а именно – этакий посыл для анимешников, заключающийся в том, что героиня сериала работает сэйю, то есть, озвучивает аниме. Нужно ли говорить, что уже один этот факт способен привлечь к «Реку» весьма большую аудиторию отаку, которых, если смотреть объективно, вечно ущемляли и продолжают ущемлять в праве получать нормальные истории о создании аниме или о жизни создателей аниме. Однако, как выясняется уже после пары серий, повод для радости - несколько преждевременен. А все потому, что главная тема сериала – не работа главной героини, а, конечно же, ее любовь. Более того, тема сэйю не раскрывается и в последующих сериях (несмотря на то, что ей отводится довольно много экранного времени). О выбранной профессии говорится так, будто это профессия булочника или кондуктора в автобусе, что, безусловно, подорвет ожидания некоторых зрителей, мечтавших увидеть нечто вроде «Куроми работает над аниме». Да, героиня – сэйю, но ни на сюжете, ни на стилистике фильма эта работа практически не отражается. Нужно ли ругать в данном случае авторов? Вряд ли, поскольку цель произведения, его изначальная возрастная группа и его жанровая принадлежность плохо вяжутся с ожиданиями отаку. Нужно ли удивляться такому выбору? Да, вполне можно. Остается вопрос: зачем авторы выбрали сэйю в качестве рода занятий для главной героини и в то же время не стали делать аниме более лояльным для отаку, которым такой выбор профессии намного интереснее, нежели в очередной раз рассказанная история о влюбленной парочке? Тут, конечно, можно резонно заступиться за создателей, мол, хотели показать работу сэйю не как шутовскую профессию, чем грешат многие другие сериалы, а как работу вполне обычную и нужную для общества, как серьезное и приличное занятие, не уступающее ТВ и радио.

Что же касается главной темы сериала, то раскрыта она на должном для аниме уровне, вполне качественно, профессионально. Особенно забавно выглядели сюжетные эпизоды, затрагивающие киноклассику, а именно – фильмы с участием Одри Хепберн. Полезность таких вставок не совсем ясна, потому что европейка Хепберн пятидесятых годов прошлого века при всей своей красоте и даровании слабо вяжется с японским аниме XXI века о взаимоотношениях сэйю и рекламного агента. Но нельзя не признать, что выглядят эти вставки интересно и необычно, в связи с чем находчивость и изобретательность создателей заслуживает поощрения. Также вполне возможно, что вставки преследовали и более далекие цели, о которых сразу и не догадываешься, например, для придания фильму большей элегантности, стиля и шарма. Ведь кому, как не Хепберн – главной моднице и законодательнице своего времени, поручать такую работу?

И тем не менее, при всей своей странности и неординарности, сериал стал популярен, его исправно хвалят зрители, он неплохо для своего хронометража держится в рейтингах. Ответом может служить вовремя уловленное направление ветра, а точнее смена стилистики. За последние десять лет многим зрителям так осточертело по десятому разу переживать за школьников с их надуманными проблемами, что смотреть по сути то же самое, но поданное под другим соусом, оказывается намного интереснее.